Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит»

Автор: Пузакова Т. А.
|Должность: учитель-логопед, МБДОУ "Инсарский детский сад "Солнышко"
С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду.
«Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо¬дят на прием мамы двух -
трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все
на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто   списывают это на возраст на то, что ребёнок - мальчик,  а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поз¬дно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.
       «Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружа¬ющие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, вну¬ков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действи¬тельно может быть, но не всегда.
Родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо                                        говорит ребенок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беремен¬ности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диaгнозов, например, моторной и сенсо¬моторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития  речи.
      Основные причины задержки речевого развития - повреждения нервной    системы.
      Гипоксия – это патологическое состояние, характеризующееся кислородным голоданием отдельных органов и тканей или организма в целом.
      Родовая травма -  повреждения тканей и органов ребёнка, вызванные механическими силами во время родов, и целостная реакция на эти повреждения со стороны организма, сопровождающаяся нарушением компенсаторно-приспособительных механизмов.
      Причины гипоксии плода:
    пороки сердца у матери;
    бронхиты, связанные с курением во время беременности;
    ранние токсикозы;
    патология пуповины;
    анемия у беременной.
        В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание. В результате родовой травмы возникает недостаточность мозго¬вого кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции голов¬ного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.
Возможные причины задержки речевого развития:
К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

    Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
    Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
    Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
    Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
    Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.
Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.
К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

    нарушения слуха;
    недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
    нарушения зрения;
    поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
    травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
    алкоголизм родителей;
    наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
    врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.
Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов. Задержка речевого развития можeт наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни, Т.е. стимулировать появление речи. Вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации - телевизор, который бло¬кирует внимание, перегружает мозг ребенка.
Если двухлетний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не может показать изображе¬ния на картинке, если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?.., не строит фразу из 3-4 слов, путает понятия «верх» и низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»), - это тревожные сигналы, кото-рые должны настроить родителей.
  Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.
Oтcутствие помощи в раннем возpacте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Более успешно можно упрaвлять процессом овладения речью; когда у ребенка должны по¬явиться лепетные слова. Эффективна коррекционная помощь, ока¬зываемая в сенситивный для речи период, - от 2,5 до 5 лет, т.е. когда активно устанавливается речевая функция.
     Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажите ему помощь, тем эффек¬тивнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте  предметы, изображаемы  на рисунках, и просите ребенка показать их.
     Смотpите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, исполь¬зуя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.
     Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, за¬гадки, игры, где применяются эти звуки.
      Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обо¬значающие последовательность действий: «сначалa»,«подожди», «после», затем», «до», «в конце».  
        Во время игр используйте простые команды: «подними мяч», «брось мяч». Помогайте ребенку классифицировать  ок¬ружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначе¬ны, что с ними можно делать или делать нельзя.


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 14.01.2019   |   Изменено: 14.01.2019 11:24:58
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Видеофрагмент занятия во второй младшей группе "В гости к бабушке"
Фотографии