Ссылки

Проекты

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Одной из актуальных проблем современного мира является сохранность нашей планеты и экологии. Поэтому актуальность данной программы заключается в том, чтобы научить детей любить и бережно относиться к природе. Задействовать стоит и процесс обучения в детском воспитательном учреждении, где испокон веков закладывались основы воспитания ребенка.

1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы:
- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек- природа» и в самой природе;
- Развитие интереса к миру природы;
- Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Для организации работы по экологическому просвещению дошкольников используется большое разнообразие форм. В первую очередь, это игры экологического характера и чтение книг, вовремя которых у детей развивается познавательный интерес. Важным делом, в котором учувствуют дошкольники и их родители на протяжении всего учебного года, является изготовление экологических книг «Экологические сказки», «Растения нашего края», «Животные нашего края» и др. Для этого дети сочиняют сказки и рассказы после прочтения каждого рассказа воспитатель распечатывает детские рассказы, а дети рисуют иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько рисунков, интересно рассказывающих его содержание. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы. Дети и родители поощряются грамотами. Обучение детей осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. При этом используются наблюдения, просмотр презентаций, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.
Не менее важной формой организации экологического образования в детском саду являются экскурсии и прогулки. На экскурсиях дети знакомятся с растениями и насекомыми, с условиями их жизни. Во время прогулок систематически проводятся наблюдения за отдельными предметами природы, организуются беседы и игры. Но ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому основным методом экологического воспитания мы используем игровые ситуации. В процессе игры выражается отношение ребенка к действительности, она позволяет ему активно действовать, способствует его развитию. Для осуществления экологического образования используются подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые или театрализованные и другие виды игр.
В детском саду реализуется проект «Юный эколог». В рамках проекта с детьми проводятся различные мероприятия: развлечения, КВН «Животные жарких стран», «Животные Мордовии»;  занятия: «Золотая осень», «Красная книга России», «Красная книга Мордовии», реализуются мини проекты «Домашние животные», «Семейное дерево», «Наши хвойные друзья» и др.
На участке детского сада много деревьев и кустарников (сосны, березы, ели, шиповник). Благодаря этому дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири). Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц.
Ежегодно стараемся проводить экологические акции «Покормите птиц зимой», «Синичкин день», «Чистый город». Каждую зиму проводится акция «Птичья столовая». Традиционным стал конкурс семейного творчества «Птичья кормушка» (на самую оригинальную кормушку). Каждую весну воспитатели совместно с родителями проводят «День Скворцов». Ребята вместе со взрослыми готовят скворечники для птиц и устанавливают их на деревьях.
Кроме этого дети вместе с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах: «Дары осени», «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Эти забавные животные» и т. д. Эта совместная работа сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает, что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители. Таким образом, формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Нравственное воспитание дошкольников посредством природы, позволяет развить альтруизм, внимательность, заботливость, взаимопомощь, терпеливость, доброту, трудолюбие, ответственность. Ребенок накапливает духовно – нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Опыт экологического воспитания показывает, что систематические наблюдения за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей – развивает нравственные, эстетические чувства, развивают речь, закрепляет практические навыки правильного взаимодействия с природой.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.





К списку
Создано: 11.12.2020 09:15:03   |   Изменено: 11.12.2020 09:15:03
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Dидеофрагмент занятия тему «Волшебнай арзяня»
Фотографии