Ссылки

Проекты

"Языковое погружение дошкольников мордовскому (мокшанскому) языку"

Мы живем в стране, где есть общий государственный язык – общий, на котором  мы можем говорить друг с другом, каким бы ни был наш родной язык. Окружающий нас мир многоязычен. Знать только один язык уже недостаточно.
    Язык – это культура, история, обычаи, мировоззрение. Изучая языки и культуру, мы тренируем память, разум,  воображение, учимся сопоставлять, делать выводы, находить общее и различное. Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всем мире признано языковое «погружение»: в течение определенного периода все обучение ведется только на целевом языке. Так в 2013году  на базе «Инсарского детского сада «Солнышко» во второй младшей группе создали пилотную площадку для реализации проекта «Языковое погружение дошкольников мордовскому (мокшанскому) языку. Работа с детьми ведется полностью на мордовском (мокшанском) языке. Группу посещают  18 человек: только два ребенка из них по национальности мордва (Родители дома разговаривают на мордовском языке), остальные 16 носители русского языка (Родители не знают мордовского). В группе работают два воспитателя и помощник воспитателя, которые в совершенстве владеют мордовским (мокшанским языком)  и разговаривают с детьми только на мокшанском языке. На вопросы воспитателей дети могут отвечать как на русском, так и на мордовском  языке, который им кажется уместным, но мы стараемся стимулировать ответы на мордовском языке.
Если ребенок отвечает неправильно, ошибку не исправляем, а просто повторяем предложение правильно. В помещении детского сада создана национальная изба, являющаяся мини-музеем, которая играет большую роль в этно-культурном воспитании детей. Мы часто посещаем национальную избу и в ней ведем беседы с детьми о национальных обычаях, изучаем предметы мордовского быта.  Оформление группы ведем на мордовском (мокшанском языке), в группе сделали мордовский уголок, где у нас находятся куклы,  матрешки в национальных костюмах,  мордовские детские журналы «Якстерь тяштеня»  и многое другое.  
Меню в группе вывешиваем в обычные дни на двух языках, в день национальной кухни вывешиваем меню и рецепты, в дни праздников содержание праздника рассказываем родителям на двух языках.  
Участие в программе со стороны родителей исключительно добровольное, они осведомлены о том, как работает «Языковое гнездо», как формируется двуязычие у ребенка, каких результатов можно достичь в обучении.
Родители заключили с ДОУ Типовой договор, где, в частности, оговаривался, что они понимают, что невозможно быстро овладеть вторым языком, что это длительный процесс, что они готовы помогать нам в процессе воспитания двуязычия.
Родители демонстрируют ребенку, что они гордятся тем, что он изучает целевой язык, что он становится двуязычным с детства, они рассказывают с удовольствием о том, что ребенок будет знать два языка, а ребенок видит и слышит, что родители им довольны. Они стремятся показать ребенку пользу двуязычия, водить его туда, где можно использовать или продемонстрировать знания целевого языка.
Мы рекомендуем родителям для улучшения качества знаний по мордовскому языку посещать места, где говорят на мордовском языке, найти сверстника, который на нем говорит,  и организовать совместные игры, читать книги, посещать вместе с детьми музеи, выставки.
Занятия по программе ведутся исключительно на мордовском языке, организационные моменты осуществляются также на мордовском языке.  И, хотя программа действует недавно, хочу заметить, что уже видны результаты: дети понимают речь воспитателя, на некоторые вопросы отвечают на целевом языке. Также хочу заметить, что детям очень нравится разучивать стихи например «Сязьгата», «Ур», «Акша ловнясь», также  любят играть в подвижные  мордовские игры: «Ласькода цёраняти, стирняти…», «Оцю-ёмла», «Пиземня – шиня».
Используем в своей работе дидактические игры:  «Речевой куб», (используем в ходе изучения тем «овощи и фрукты», «дикие животные» и др.), «Кто что делает?» («Кие мезе тии?»), «Кие сась?» («Кто пришел?»).
29 ноября 2013 года на базе нашего сада состоялся межрегиональный семинар финно-угорских народов, мы провели мастер-класс по мордовской (мокшанской) сказке «Как собака друга искала», занятие проходило не полностью на мордовском языке, т.к. мы только начали свое участие в проекте,  мы вводили мокшанскую речь только частично.
6 ноября 2014  также проходил семинар на базе нашего сада, провели занятие по ФЭМП: «Волшебнай арзяня» («волшебный сундучок»). Занятие проводилось полностью на мокшанском языке. Где дети понимали мокшанский язык и отвечали на целевом языке на вопросы: Какой цвет? Большой или маленький; Длинный или короткий, Какой формы предмет? Куда ходили? Что делали? Знакомились с куклой, к которой пришли в гости. С удовольствием выполняли задания. Ярко выражен был интерес детей к занятию.
На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что дети комфортно себя чувствуют в атмосфере погружения в языковую среду, легко воспринимают мокшанскую речь, отвечают на этикетные реплики воспитателя.  Опыт показывает, что «языковое гнездо» - это самый действенный и логически обоснованный способ организации языкового погружения для ребенка.

Фотоотчет





К списку
Создано: 15.12.2020 10:20:52   |   Изменено: 15.12.2020 10:31:01
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Открытое занятие  в подготовительной к школе группе "Путешествие на планету "Математики"
Фотографии