Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для воспитателей «Формирование понятия числа в процессе обучения детей счёту»

Автор: Бесчетнова Т. В.
|Должность: Воспитатель, МБДОУ "Инсарский детский сад "Солнышко"
Уважаемые коллеги, основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Натуральные числа- это числа, возникшие в процессе счёта отдельных предметов (1, 2, 3… и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведётся на протяжении 3-х лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.
Сначала детям необходимо совершить некоторые практические действия, а затем от практических действий с предметами дети постепенно переходят к их счёту, знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда (их названиям и последовательностью, выясняют с помощью этих чисел, как образуется каждое число, учатся сравнивать их.
Научиться считать- значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счётной операции дети усваивают основные правила счёта: числительное называют по порядку; каждое названное числительное соотноситься с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счёта.
При обучении детей педагогу важно самому чётко выполнять счётные действия: показывать на каждый предмет при назывании чисел и совершать круговой жест при назывании итогового числа («Всего четыре вазы», - говорит и показывает воспитатель).
Обучение дошкольников счёту станет более успешным,если воспитатель будет использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребёнок понял, как получится каждое новое число. Формирование понимания образования числа, отношений между числами осуществляется в процессе счёта на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг под другом. Такое расположение помогает детям понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Педагог обращает внимание детей на равенство (неравенство) количества предметов и сравниваемых группах, указывает, что, прежде чем дать ответ на вопрос «Сколько?», надо посчитать. А при сравнении количества игрушек отмечают, каких игрушек больше, каких меньше, затем, сколько игрушек всего. Потом сравнивают числа: каких игрушек больше и насколько; устанавливаются и обратные отношения,: каких игрушек меньше и на сколько. Счёт предметов, составляющих две совокупности, в одной из которых содержится больше элементов, чем в другой, служит основой для сравнения чисел, при сравнении чисел обращается внимание на взаимно обратные отношения. Постепенно на этой основе в сравнении чисел, дошкольники усваивают, что для получения следующего числа достаточно прибавить единицу к данному числу, а, чтобы получить предыдущее, надо уменьшить (вычесть) число на единицу.
Первые знания дошкольники получают в упражнениях с дидактическим раздаточным материалом. Можно разложить в ряд 4 треугольника, отсчитать и разложить под треугольниками столько же кругов. А затем пересчитать: Сколько треугольников? Сколько кругов? Сказать, по сколько геометрическим фигурам в каждом ряду. Допустимы ответы: «по 4 треугольника и круга», «в ряду положено по 4 геометрические фигуры».
Закрепляя знание цифр и умение называть равенство разных групп предметов, можно давать такие задания: воспитатель показывает цифру, а дети должны отсчитать и положить столько же предметов. Воспитатель показывает другую цифру, дети отсчитывают и кладут соответствующее количество предметов. «По сколько игрушек вы положили?» - спрашивает он.
Дошкольников подводят к пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети должны научиться понимать, что ошибки при счёте могут возникнуть, если будет пропущен один из пересчитываемых предметов или какой – нибудь окажется сосчитанным дважды. Обучая счёту, нужно приучать детей наблюдать окружающее, видеть различные количества предметов, явлений, уметь отвечать на вопросы: «Сколько детей сидит за столом? Сколько столов в ряду? Сколько мальчиков в группе? Который по счёту твой шкафчик?»
Постепенно у дошкольников развивается понимание того, что при ответе на вопрос «Сколько?» можно считать не только слева направо, но и справа налево, с середины. Если правильно считать (не пропускал предмет, запомнить, с какого начал считать и какие уже посчитал, то результат всегда один и тот же. А при ответе на вопрос «Который?» дети должны помнить, что предметы всегда располагаются в ряд. Обычно считают слева на право, а если справа налево, то всегда надо знать в каком направлении считать. Ещё целесообразно составлять рассказы и с помощью картинок давать детям возможность упражняться в количественном и порядковом счёте, ведь наглядность для них всегда интересна.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 23.05.2018   |   Изменено: 23.05.2018 11:36:27
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Видеофрагмент интегрированного занятия «Инжикс Алда бабань шири вели»
Фотографии